Многие живописные реки Урала в летнее время становятся труднодоступными для четырех- и даже двухместных катамаранов. Зилим, Нугуш, Б. Сатка, Серьга, Инзер - список можно продолжить. Возьмем для примера популярную реку Юрюзань. Традиционно все группы летом сплавляются от г. Усть-Катава до Малаяда. В разгар сезона на реке десятки групп одновременно. Найти свободную стоянку, дрова - стало большой проблемой. А что, если маршрут начинать от п. Тюлюк и закончить у г. Трехгорный?
Сказано - сделано. Сплав на четырехместном катамаране мы начали выше д. Александровка. Живописные места, дремучие таежные леса, с реки открываются могучие хребты - Зигальга, Бакты, Нургуш, Сука, а если подняться на склон Зигальги - то вот он красавец - г. Иремель.
Воды в реке вроде и достаточно, но длинные каменистые шиверы, узкие проходы затрудняют движение. Приходилось постоянно сходить, а катамараны протаскивать среди крупных валунов, подводных и надводных. С большими физическими и техническими(днище катамарана протерто до дыр) затратами маршрут прошли. Вот тогда и возникла идея о создании судна для сплава по таким рекам.
Первые три надувных каяка прошли тот же маршрут поздней осенью по низкой воде за три для(расстояние около 70 км.) Каменистые шиверы с узкими проходами, где катамаран напрочь вставал, мы проходили легко, если же где и застревали, то столкнуть с камня одноместное судно не представляло никакой сложности. Более того - что для катамарана было тяжелой и нудной работой - на каяке чисто вписаться в узкий проход превратилось в азартный сплав.
За последние годы наша группа(иногда на реке шла целая флотилия) весной, летом и осенью все уральские реки ходила только на каяках.
Но как известно идеальных судов нет. О некоторых недостатках каяков:
1. Сплошное дно. За многолетнюю эксплуатацию каяков ни разу не пробивали нижнюю часть бортов, а вот дно - достаточно регулярно. Именно дно, как правило, садится на камни.
2. Каяк закрыт герметичным фартуком, поэтому загрузка достаточно трудоемка, вещи пакуются в небольшие гермомешки и упихиваются в нос и корму.
3. Быстрая посадка на каяк трудна. Если на катамаран прыгнул и пошел, то в каяк еще требуется время, чтобы натянуть юбку.
Возникла идея создать судно, лишенное этих недостатков. Так появилось судно с условным названием "БайКат".
Конструктивно это выглядит так: носовая часть судна имеет обводы каяка, между собой баллоны плотно пришнуровываются, что дает жесткость надувной конструкции. Шнуровка также позволяет разобрать "БайКат" на отдельные элементы, а это очень важно для пеше-водных маршрутов. Кормовая часть же сделана как у катамарана. Одна поперечина на корме через мягкие хомуты соединена с двумя продолинами(внешних продолин нет). Внешние части поперечины притягиваются к баллонам сторопой. Жесткость судна обеспечена, притом при минимуме каркаса. Для упора ног на носу вставляется регулируемая короткая поперечинка. Между продолинами натягивается сидушка, а на поперечину - надувная спинка. Между баллонами натягивается платформа, петли пришиты так, что при полной загрузке судна она не касается воды. В носовой части получается грузовой треугольник, и на корме остается большая площадка для груза.
"БайКат" удачно сочетает в себе качества байдарки и катамарана. Небольшая ширина, удобная сидушка с надувной спинкой - позволяют эффективно работать байдарочным веслом. Упоры для ног и бедренные ремни надежно фиксируют гребца, можно использовать все приемы гребли. Во время длинных многочасовых переходов легко менять позу, откинув спинку можно полежать, вытянув ноги. По скорости "БайКат" не уступает надувному каяку. Двух площадок достаточно для размещения большого объема груза. При оверкиле человек может легко залезть на судно. Поскольку дна нет, то проходимость мелководных участков реки выше, чем у каяка.
Но это все теория. А как на практике?
Первый походный опыт. Река Миасс, участок от д. Харлуши до п. Кайгородово, длина около 20 км. Время на сборку всего "БайКата" - 15 минут. На воде баллоны играют роль направляющих, поэтому судно рыскает меньше, чем каяк. Устраиваем с двумя каяками гонку - "БайКат" проходит вторым, уступив половину корпуса. Сидеть удобно, высоту натяжной сидушки можно даже регулировать. Парусность судна, конечно, немного больше, чем у каяка, но пока ветер умеренный - разницы не заметно.
Сплав по такой воде очень простой и вывод пока только один - очень удобное судно. Однако, есть практически уверенность, что и в порогах "БайКат" будет чувствовать себя уверено. Ждем весну.
Комментариев нет:
Отправить комментарий